Как реформы потерялись в бюджетных лабиринтах

Укрaинa взялa курс нa eврoинтeгрaцию, кoтoрый прeдусмaтривaeт нe тoлькo тeрритoриaльнoe сближeниe с Eврoпoй, но и внутренние изменения – реформы

В последние предканикульные недели активность в ВР увеличилась в разы. Правительство настойчиво предлагало на рассмотрение парламентариев одну «радикальную» реформу за другой. Однако консенсуса, как в политических кругах, так и в обществе, относительно этих изменений нет.

Многие воспринимают ту же образовательную, земельную, пенсионную или реформу медицины, как «троянского коня» — звучит масштабно, но не знаешь, что же внутри за всеми обещаниями кроется. Замечаний хватает по каждому из направлений.

Ключевой вопрос не только в качестве предложенных законопроектов, но и в их реалистичности. Прежде всего, как ни прозаично это звучит: есть ли деньги в украинском бюджете для реализации реформ?

Где наш «план Маршалла»?

На вопрос, способен ли украинский бюджет выдержать всю реформаторскую атаку, четко никто не решается ответить.

Читайте также

Быть или не быть Плану Маршалла для Украины

Известно, что формируется и принимается ежегодный бюджет Украины, без преувеличений, в ручном режиме. В результате такой практики возникают многомиллионные дыры. Это повторяется из года в год. Даже действительно позитивные идеи (особенно социального направления) не реализуются, поскольку они исчезают в них бесследно.

У власти было немало надежд, что с вступлением в силу Соглашения об ассоциации с ЕС дела у нас пойдут как по маслу. Были, в частности, надежды, что Украина получит своеобразный «план Маршалла» — программу технической помощи, направленную на восстановление промышленного потенциала. Однако этот проект так и не был реализован. Почему? Не только из-за того, что европейцы такие плохие и не готовы оказывать помощь страждущей Украине. Но и потому, что они не видят надежных партнеров, которые могли бы деньги западных налогоплательщиков направить в нужное русло.

Единственное, на что сейчас может рассчитывать Украина, это кредиты от международных доноров. Соответственно – увеличение долговых обязательств. Такая перспектива, если вспомнить печально известный опыт Греции с ее долговым ярмом, оптимизма не прибавляет.

Согласно данным Госстата Украины, в 2016 году экспорт украинских товаров в страны ЕС составил 13 млрд 496 млн долл. Зато импорт из европейских стран в Украину достиг отметки в 17 млрд 140 млн долл. То есть отрицательное торговое сальдо составило около 3,6 млрд долл.

При этом Украина продает в страны ЕС аграрное сырье, а из Европы к нам завозят высокотехнологичную продукцию. Вывод неутешительный: наше государство на сегодняшний день является лишь сырьевым придатком на европейском рынке. Соответственно, ждать какого-то масштабного вливания денег в бюджет не приходится.

Поэтому все заверения, что ресурсы для реализации реформ найдутся, больше походят на политические лозунги в процессе подготовки к очередным выборам, а не на реальные факты с реальным финансовым обоснованием.

Хотя стоит заметить, что на Банковой царят весьма оптимистичные настроения. На недавнем украино-грузинском бизнес-форуме в Батуми президент Украины Петр Порошенко заявил, что власти страны намерены занять 70-е место в рейтинге легкости ведения бизнеса Всемирного банка Doing Business 2018. Правда, как именно к этой вершине планируют грести — неизвестно.

Коммунальная ловушка

Понять, на что именно тратятся бюджетные средства в Украине, дело непростое. Здесь срабатывает правило – чем глубже в лес, тем больше дров.

Читайте также

Верховная Рада на низком старте: семь незавершенных реформ

Показательна в этом вопросе коммунальная сфера. Правительство постоянно подчеркивает, что волноваться не стоит – повышения тарифов не будет. Мол, у хозяйственников все под контролем. Опять же, никто не объясняет, на чем основываются эти обещания. Власть предлагает поверить на слово. А почему бы и нет? Мы же не услышали отчет правительства Гройсмана после окончания его иммунитета. Зато нам сказали, что все в порядке.

Правда, почему-то о профессиональных недоработках власть не имеет желания дискутировать. Как в случае с тем же Министерством финансов. Оно неоднократно оказывалось в центре скандалов.

Не так давно оказалось, что средства, предназначенные для покрытия коммунальных льгот и субсидий, закончились уже в мае. Причина — просчеты при подготовке к принятию госбюджета на 2017-й год. В результате образовалась дыра в десятки миллиардов гривен.

Как сообщила журналистам заместитель главы комитета Верховной Рады по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Алена Бабак, на покрытие всех потребностей в субсидиях на 2017 год необходимо было закладывать не 47 млрд грн, а около 100 млрд грн.

По ее словам, коммунальная отрасль находится в предкатастрофическом состоянии из-за долгов государства по субсидиям, а также неправильно рассчитанного объема этих субсидий в год.

Проблема, убеждена она, связана с тем, что были отпущены цены на газ. Как отметила депутат, темпы роста этих цен в разы опережают   доходы людей. То есть, если доходы выросли на 30%, то стоимость коммунальных услуг увеличилась вдвое. Поэтому бюджет изначально рассчитывали исходя из нереалистичной ситуации с доходами домохозяйств.

Выдать желаемое за действительное

Очевидно, наиболее дискуссионная реформа – медицинская.   Бесспорно, потребность в изменениях здесь назрела давно. Однако предложенные правительством законопроекты вызвали ряд замечаний со стороны экспертной среды.

Читайте также

Медицинская реформа: геноцидить будут за деньги украинцев

Если сравнить финансово-экономическое обоснование медицинской реформы, подготовленное Минздравом, и бюджетную резолюцию на 2018-2020 гг., подготовленную Минфином, возникает определенный диссонанс.

По словам заместителя министра здравоохранения Украины Павла Ковтонюка, под структурные изменения в здравоохранении правительство выделило существенное финансирование.

«В течение 2018-2020 гг. бюджет на гарантированный пакет медицинских услуг вырастет с 55 млрд, которые есть на сегодняшний день в медицинской субвенции, до 81,2 млрд грн в 2020 г. – рассказал он. — То есть на 25,7 млрд за 3 года увеличится объем финансирования именно медицинских услуг. В первый год реформы (2018 г.) финансирование увеличится на 10 млрд, в 2019 г. – ориентировочно на 8,2 млрд грн, в 2020 г. – на 7,3 млрд грн. Цифры могут варьироваться в зависимости от темпа реформы».

Озвученные суммы на реформу медицины значительно меньше, чем раньше рекламировали в МОЗ. Там прогнозировали постепенное увеличение общих расходов на здравоохранение с 180 млрд 269 тыс. грн в 2017 г. до 334 млрд 185 тыс. грн в 2021-ом.

Возникает логичный вопрос – есть ли в правительстве единое мнение относительно объемов финансирования этой реформы и вообще системное видение, как ее внедрять?

Еще одно интересное направление – реформа государственной собственности. В бюджете уже заложены объемы поступлений от реализации этой реформы — более чем 51 млрд грн (за 2017-2019 гг).

При этом до сих пор не был принят новый закон о приватизации, не был опубликован список предприятий, которые выставляются на продажу, и даже не была проведена их предварительная оценка. Кто и для чего «нарисовал» эти 51 млрд грн – еще одна загадка.

Данные государственной службы статистики свидетельствуют, что в экономике Украины до сих пор не преодолены кризисные явления. Прогноз роста ВВП на 2017 год уже уменьшен до 1,8%.

Поэтому перспектива, хоть и незначительного, но «покращення» остается под большим вопросом. Без структурных изменений в экономике и взвешенной бюджетной политики вряд ли стоит рассчитывать на то, что мы сможем провести ключевые и нужные всем реформы. Принцип «выдавать желаемое за действительное» в реальной экономике не работает. Однако украинских реформаторов это, видимо, не слишком пугает.

Романия Горбач