Телетайп: в пролете на старом самолете
Нa лeнту «Тeлeтaйпa» угoдили три сoбытия: oднo — oбнaдeживaющee, втoрoe — нaстoрaживaющee, трeтьe — обескураживающее. С последнего и начнем
Ничего более нелепого в действиях пяти украинских президентов, чем полет Петра Порошенко на МиГ-29, вспомнить не могу. По сравнению с этой безответственной, бессмысленной выходкой меркнут и «трипольские черепки» Виктора Ющенко, и даже «приблудные» страусы Виктора Януковича. Так как у предыдущих вождей их поступкам есть хоть какое-то объяснение, хобби, например, и они не несли прямых имиджевых потерь.
Читайте также
«Солидарность» Порошенко: политики ближнего круга и электоральное дно
А вот Петр-истребитель, как бы по Высоцкому… Ну не складывается в цельную картинку.
Для начала, полет на технике советских времен, как ее ни проверяй — это рискованно. А Петр Алексеевич себя любит и ценит. И к риску вообще не склонен. Например, во время его выездов ближе к фронту все тщательно увязывается со всеми сторонами, чтобы даже случайный снаряд рядом не угодил.
Да, Порошенко способен разгневаться, и наговорить или натворить глупостей. Но это импульсивно, здесь и сейчас, а не в виде запланированного наперед мероприятия с освещением в СМИ!
Он же не мог не понимать, что если случится непредвиденное, то придется катапультироваться? С перегрузками в 15 g. И если он, каким-то чудом, катапультирование переживет, то с такими катастрофическими последствиями для здоровья, что никакая активная деятельность уже не светит? И все же отважился.
Но зачем?! Во имя какой хоть благой, хоть меркантильной цели?!
ПАП всерьез считает себя единственным и неповторимым. И даже отмеченным Провидением, раз уж он, вопреки всем пессимистическим прогнозам, таки добился своего и взобрался на самый верх. Поэтому тупое попугайничание Владимира Путина его вдохновлять никак не должно.
Опять же, в политике он много лет, и знает, что на имидж работают только свежие, а не попользованные придумки. Тем более, с учетом отношения украинцев к Путину на букву «х», ничего позитивного налетать просто невозможно.
Присоветовали пиарщики? Да чушь несусветная!
Все, что касается его и его дел, Порошенко все лично взвешивает, оценивает, колеблется, советуется. Фиг там ему кто-то насоветует-навяжет то, что не в кайф. Опять же, пиарщики АП, конечно, не монстры креатива, но и кончеными идиотами их назвать нельзя. Поэтому откровенную глупость они предлагать не могли.
Но получилась именно глупость. Хамские комментарии из России и Украины, издевательские фотожабы, унизительные сравнения…
А на другой чаше весов — лишь счастливое, как у ребенка, заполучившего желанную игрушку, лицо Петра Алексеевича в летном шлеме на месте второго пилота.
Это означает, что на самом деле мы плохо знаем нашего Президента. Или, что дела наверху еще хуже, чем кажутся.
Единственное рациональное объяснения воздушного вояжа, отрицающего политическую выгоду, здравый смысл и рекомендации специалистов — это исполнение заветной детской мечты. Это возможно, если в школьные годы грезились ПАПу героические истребительные полеты во сне и наяву. Чкаловым-Гагариным он себя видел в мечтах.
Получается, он убежден, что все земные дела, вроде победы над агрессором, и вытягивания страны из цивилизационного отстойника, уже совершены. Теперь можно и под облака? Уверен, что все позволено?
Опасное заблуждение, ведущее к печальным последствиям. Не только для Президента персонально, но и для Украины.
В гипотезу о прогрессирующем хаосе в руководящей голове, как патрон в патронник, идеально входят мутноватая идея о дополнительном призыве в Нацгвардию, общая активизация силовиков, и прочее усиление карательных тенденций по стране.
Такие намерения — следствия комплексов и страхов, растущих из детства-юношества. И здесь мы переходим ко второй телетайпной теме — настораживающей.
Более всего ПАП боится ответственности, грозящей утратой всего нажитого праведными и неправедными трудами. То есть, его фатальный страх — внезапная потеря власти, которую он стремится сделать абсолютной.
Читайте также
Болевые точки: Вооруженное восстание или конституционные преобразования?
С точки зрения реалий, такая угроза не просматривается. Никто из тех оппозиционеров, кто способен организовать серьезные протестные волнения, массовых акций не готовит. А единственный, кто их обещает — это Михеил Саакашвили. Но его сторонники — инертны и тяготеют к уютному телевизору, а не к опасной улице.
Поддержать аплодисментами выступление своего кумира на Майдане они могут с удовольствием. Но вот пробить в Борисполе коридор, через пограничников и таможенников, для его триумфального возвращения — это вряд ли. На такое способны последовательные националисты, но им попсовый Михо здесь не нужен.
То есть, основания для страхов власти явно завышены.
Однако, в политике зачастую срабатывает принцип «накликивания беды». То есть, готовясь к разгону протестных акций, всячески оберегая и поддерживания «своих» силовиков, власть тем самым классически порождает собственного могильщика.
Мы же помним, что история движется по спирали, смахивающей на ДНК. И если Януковичу следовало опасаться безоружного возмущенного народа, то Порошенко — уже народа вооруженного. То есть, военных.
При этом, пробудить военных к действиям одинаково способны как хорошие, так и плохие события на фронте.
В случае эскалации боевых действий, неудач и серьезных потерь с украинской стороны, недовольство бойцов может развернуться в сторону Киева. Но и впечатляющие победы Украины на Донбассе тоже подтолкнут военных заняться теми «непонятками», которые творятся у них в тылу.
А фактором, способным серьезно поменять ситуацию на Донбассе, являются потенциальные поставки американского летального оружия. Таким образом, переходим к третьей теме — обнадеживающей.
Тысяча «Джавелинов», разумеется, не сокрушат ржавую, но циклопическую военную машину недоимперии. Но они способны похоронить российскую гибридную войну. Именно ее гибридность, за которую, как жаба за соломинку, хватается Кремль.
Либо «ополченцы», не желающие превращаться в «печеных бурятов», разбегутся бить морды российским телевизионщикам, либо война станет горячей. Но с адекватной реакцией уже дозревшего цивилизованного мира. И уже никак не сложится «маленькая победоносная война», необходимая для победы Путина на выборах: груз «200» пойдет на Россию в достаточном количестве, чтобы российские выборы, скажем так, радикально осложнились для Кремля.
Читайте также
Отставка Балчуна: почему реформаторы покидают Украину
Промежуточный вариант, когда на переговорах Курта Волкера и Владислава Суркова, под угрозой поставок летального оружия, будет достигнута реальная договоренность об отводе боевиков, и поэтапном возвращении нам контроля за границей, тоже заметно снизит напряженность на фронте. Что опять-таки для многих военных сделает приоритетными внутриукраинские проблемы.
В общем, осенне-зимний политический сезон в Украине обещает быть не только традиционно жарким, но рискует втянуть в противостояние власти и ее противников наиболее радикальные силы с обеих сторон — людей с оружием.
А тут еще и польские музыканты покидают руководство «Укрзализницы». И мобильную связь хотят по карточкам, то есть, паспортам выдавать, как при дважды несудимом. Точно что-то назревает.
Александр Кочетков, аналитик и политтехнолог, специально для Politeka