Скнилов: 15 лет трагедии

Укрaинa чтит пaмять жeртв oднoй из крупнeйшиx aвиaкaтaстрoф в нoвeйшeй истoрии

27 июля 2002 гoдa вo врeмя проведения авиашоу на львовском аэродроме «Скнилов» в результате падения СУ-27 погибли 77 человек. Из них — 28 детей. Ранения различной степени тяжести получили 290 человек. Многие из них остались инвалидами.

По количеству погибших Скниловская трагедия считается крупнейшей катастрофой в истории авиационных шоу.

Авиакатастрофа подобного масштаба произошла 28 августа 1988 года на базе военно-воздушных сил США Рамштайн в Германии. Тогда во время авиашоу Flugtag88, приуроченного к началу учений НАТО в Западной Европе, при выполнении фигуры высшего пилотажа столкнулись три из десяти самолетов Aermacchi MB-339PAN.

В результате один из самолетов упал на зрителей. 70 человек (вместе с тремя пилотами) погибли. По разным данным, серьезные ранения получили от 300 до 400 человек.

Как и события в Германии, львовская трагедия потрясла весь мир. Несмотря на то что прошли годы, осталось много вопросов.

Июльское пекло. Вспомнить все

Посмотреть на обещанное шоу в жаркий летний день пришли около десяти тысяч человек. Никто не мог даже на минуту допустить, что несколько десятков из них проживают последний день своей жизни.

Среди жертв трагедии было немало детей, которые пришли с родителями посмотреть на авиашоу

Команду военных пилотов, которые должны были продемонстрировать львовянам все возможности отечественной авиации, представляла группа «Украинские Соколы». Она была создана в 1995 году. Специализировалась на выполнении фигур высшего пилотажа на боевых самолетах.

Собственно говоря, авиашоу было приурочено к 60-й годовщине со дня создания 14-го Авиационного корпуса суперистребителя Су-27.

Пилоты высшей категории Владимир Топонарь и Юрий Егоров должны были выполнить фигуры на Миг-29. Однако самолет не смог вылететь во Львов. Пришлось его заменить на СУ-27.

По словам очевидцев, пилоты пытались на небольшом расстоянии выполнить полупетлю. Самолет сначала задел дерево. Потом коснулся крылом земли. Несколько раз перевернулся и влетел в толпу.

Кто виноват?

Пилоты Топонарь и Егоров, которые успели катапультироваться, не признавали своей вины. Они во всем обвинили организаторов. Мол, теми не было предусмотрено безопасное расстояние от зрителей.

Также отметили, что на шоу должны были выполнять маневры на самолете, на котором заранее не тренировались, да и карты для полетов, по их словам, не соответствовали реальности.

Следствие выяснило, что незадолго до авиашоу Миг-29УБ заменили на   Су-27УБ. Его заправили на три тонны большим количеством горючего. В результате Топонарь неправильно оценил вес самолета и допустил его опасное сближение с землей.

С другой стороны, установило следствие, были нарушены правила проведения подобных мероприятий, которыми запрещается выполнение полетов над территорией, где находятся зрители.

Судебная волокита

Всего к ответственности за Скниловскую трагедию привлекли 10 человек. Их обвинили в отклонении от летного задания, низком профессионализме и халатности.

Пилот Топонарь получил 14 лет заключения и штраф 1,3 млн долларов. Егоров — 8 лет и штраф 450 тысяч долларов. Командующий 14-го авиационного корпуса генерал-майор Анатолий Третьяков — 6 лет и штраф 130 тысяч долларов. Руководитель полетов на земле подполковник Юрий Яцюк — 5 лет и штраф 130 тысяч долларов, начальник службы безопасности полетов 14-го авиакорпуса Анатолий Лукиных — 4 года и штраф 35 тысяч долларов. Никто из осужденных свою вину не признал.

Командир экипажа самолета СУ-27УБ Владимир Топонарь (слева), Юрий Яцюк (в центре) и Анатолий Третьяков (справа)

7 ноября 2007 года президент Виктор Ющенко помиловал Анатолия Третьякова и сократил срок заключения Юрию Егорову с 8 до 3 лет.

11 июня 2008 года Военный апелляционный суд оправдал еще четырех генералов, которых ранее обвинили в Скниловской трагедии. В частности, им существенно уменьшили суммы штрафов.

Владимир Топонарь отбывал наказание на Киевщине, в колонии-поселении для тех, кто совершил преступление по неосторожности. Он женился во второй раз. Вышел из колонии в 2013 году и остался жить в Кагарлыке.

Скниловские воспоминания

Один из очевидцев Скниловской трагедии львовянин Андрей Бондаренко, в тот день на аэродроме он потерял лучшего друга.

«Сейчас помню только то, как стоял у моста — а потом сильный шум и темнота, — вспоминает он. — Самолет упал в нескольких метрах от нас, взрывная волна протащила меня несколько метров, получил травму головы…»

Андрей мечтал стать спортсменом. После Скнилова от мечты пришлось отказаться. В результате взрывной волны правая нога была полностью раздроблена.   Фото kp.ua

На аэродром парень пришел в футболке мадридского «Реала». В то время все телеканалы мира показывали сюжеты с места трагедии. Испанские футболисты увидели на экране украинского парнишку в их форме. Пригласили Андрея в Испанию. Оттуда он привез мяч с автографами всех игроков команды. Трофей хранит до сих пор.

В одном из интервью львовянин Стефан Козак поделился своими воспоминаниями о дне катастрофы. Тогда он потерял 24-летнего сына Григория:

«День трагедии не забуду никогда. Я возвращался домой. По дороге заехал на Скниловский аэродром — договорились с сыном встретиться на авиашоу, но я немного опоздал. Григорий позвонил мне: «Папа, приходи, уже все начинается». Это были последние его слова, которые я слышал. Разыскивая его, стал пробираться сквозь толпу. Когда самолет упал, я был возле трибуны. Из-за этого и не погиб.

Как сейчас помню облако черного дыма, огня, вокруг меня бегают люди, что-то кричат. Вдруг увидел одного знакомого моего сына. Он сказал, что все побежали к мосту за аэродромом. Но его и там не было. Я оббегал все больницы, видел всех раненых, только вот сына не нашел. На следующий день с двумя родственниками и друзьями отправился в морг. Там четыре комнаты, всюду много крови. Я два раза обошел их, но Григория не увидел. В военной прокуратуре нашли его босоножки. Оказалось, сына случайно отнесли в рефрижератор, где держали опознанные тела. Я его так и не узнал. Наверное, просто не хотел верить, что сын погиб. Тело опознали родственники».

На международном уровне

В 2006 году пострадавшие в результате Скниловской трагедии обратились в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Они выразили недовольство расследованием. В частности, требовали официальных извинений от государства, лишения виновников трагедии военных званий, увеличения размера моральных возмещений.

После 10 лет рассмотрения этих дел, ЕСПЧ в 2016 году принял решение по двум жалобам — «Семья Михно против Украины», а также «Светлана Атаманюк и другие против Украины».

Львовяне Сергей и Татьяна Михно, а также четверо членов семьи Михайлив: Наталья, Андрей и их дочери Наталья и Андриана – оказались в эпицентре катастрофы, произошедшей 27 июля 2002 года. Все они погибли на месте.

Спасатели забирают тела погибших в результате авиакатастрофы на аэродроме «Скнилов»

Родственники погибших считали, что государство Украина нарушила ст. 2 Европейской конвенции по правам человека (право на жизнь). Однако Страсбургский суд решил, что жалоба на государство является необоснованной, поскольку «Украина не скрывала этот инцидент и провела полное расследование катастрофы».

В то же время по одной из жалоб ЕСПЧ нашел нарушения статьи Конвенции о справедливом возмещении. Ведь семья Михно долгое время не могла добиться выплаты компенсации от государства, несмотря на решения национальных судов в их пользу.

Суд постановил, что Украина должна компенсировать родственникам погибших после многолетней судебной борьбы 3600 евро и 360 евро на юридические расходы. На этом в истории Скниловской трагедии пока поставлена точка.

Романия Горбач